Мысли святителя Григория Богослова




ВЕРНУТЬЯ НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ

Сочи, храм

Сочи, храм св.блаж.Матроны Фото: iraukr

 

Мысли святителя Григория Богослова

Я труд Григориев, и в духовных изречениях сохраняю четверостишный памятник мудрости.

Не всякому слову противься, не всякому и следуй;
но знай, какому и когда противиться или следовать.
Более будь привязан к Богу, чем стой за учение о Боге.
Всякое слово можно оспаривать словом; но жизнь чем оспоришь?

Безгласное дело лучше неисполнимого слова.
Никто никогда не стал высоким без добрых дел,
а многие прославились без красного слова.
Благодать дается не тому, кто говорит, но тому, кто хорошо живет.

Наилучший дар Богу — добрые нравы.
Хотя бы ты все принес Ему; однако не принесешь ничего достойного.
Приноси то, что дает и бедный.
Чистый не берет себе доли из цены блудницы.

Ничего не обещай Богу, даже и малости;
потому что все Божие, прежде нежели принято от тебя.
И что еще скажу? Не отдав обещанного, ты крадешь это сам у себя.
Какой же необычайный примешь на себя долг? Да уверят тебя в этом Анания и Сапфира.

Настоящую жизнь почитай торжищем.
Если пустишься в торговлю; то останешься с прибылью:
потому что за малое получишь в обмен великое и за скоропреходящее — вечное.
А если пропустишь случай; другого времени для такого обмена уже не будет.

Не слишком себя обнадеживай и не вовсе теряй надежду.
Одно ослабляет, другое низлагает.
В чем-нибудь преуспевай, другого держись сколько ни есть, а к иному не будь завистлив;
недовершенное не сделает бесполезным труд совершенного тобою пути.

Не берись за все горячо, но держись того, что избрал.
Лучше прибавлять доброго, нежели убавлять у него что-нибудь.
Не тех называем худыми, которые стоят низко,
но тех, которые, поднявшись высоко, низко падают.

И от малой искры возгорается великий пламень;
и семя ехидны бывало нередко пагубным.
Видя сие, уклоняйся и того, что производит малый вред.
Теперь вред невелик, но со временем сделается он большим.

Разбирай больше сам себя, нежели дела ближних:
одно доставляет пользу тебе, другое — ближним.
Лучше вести счет делам своим, нежели деньгам;
последние текут, а первые постоянны.

Пусть непрестанно трудится твой ум,
напечатлевая в себе божественные мысли и глаголы жизни.
А на язык будь скуп; потому что он весьма способен делать вред, и чем скорее движется, тем меньше приносит пользы.

Меня обольщало зрение,
однако же я удержался, не поставил в себе кумира греху.
И кумир был поставлен; но мы избежали искушения.
Все это степени борения с неприязненным врагом.

Залепляй воском уши от гнилого слова
и от неблагоприличных извитий усладительного пения,
но отверзай слух для всего доброго и прекрасного.
Между словом, слышанием и делом расстояния невелики.

Не обольщайся чрез меру приятностями запахов,
мягкостию осязания и вкусом.
Уступив им над собою верх, произведешь ли что мужественное?
Различны между собою услаждения, приличные женам и мужам
.

Для людей здравомыслящих достоин смеха
как вообще всякий смех, так еще более смех блуднический.
Неумеренный смех бывает и до слез.
Лучше быть угрюмым, нежели рассеянным.

Тебе предстоят скорби, удовольствия, надежды, опасения, богатство, нищета, слава, бесславие, престолы;
пусть течет все это, как хочет.
До человека, утвердившегося на добром основании,
не касается ничто непостоянное
.

Возвышайся более жизнию, нежели мыслию.
Жизнь может сделать тебя богоподобным, а мысль доведет до великого падения.
И жизнь устрояй не по малой мерке.
Как бы ни высоко взошел ты, все будешь еще стоять ниже заповеди.

Не за всякою славою гонись и гонись не слишком;
лучше быть, нежели считаться добрым
.
А если не можешь себя умерить; лови славу, но не суетную и не новую.
Что пользы обезьяне, если примут ее за льва?

Хвали другого, но не думай высоко о себе, когда тебя хвалят;
ибо опасно, чтобы не оказаться тебе ниже похвал.
И другого хвали не торопясь, но прежде дознай опытно,
чтобы не понести тебе стыда, когда окажется он худым
.

Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о другом.
Ежели кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище;
то воображай себе, что предметом смеха служишь ты сам;
в таком случае слова его всего более огорчат тебя.

Не хвались добрым плаванием, пока корабль твой не привязан к берегу.
У многих счастливо плывшая ладья разбивалась у пристани.
Многих уносил девятый вал.
Одно безопасно — не слагать вины на счастие.

Тому лучше возыметь некоторое дерзновение пред Владыкою,
кто живет хорошо и потрудился
,
нежели тому вызывать Его на суд,
кто не отличается добрыми делами, хотя и все у него идет с рассуждением.

Откажись от всего и стяжи единого Бога,
потому что ты раздаятель чужого имущества.
А если не хочешь оставить все, то отдай большую часть.
Если же и того не хочешь; по крайней мере, излишки употребляй благочестно.

Хорошо уберечь что-нибудь от моли и от зависти.
Лучше иметь должником Христа, нежели всем обладать.
Христос за один кусок хлеба дарует Царство;
а питая нищего, ты питаешь и одеваешь Христа.

Всего безопаснее человек неимущий.
Он обращен к Богу и на Него одного взирает.
Укрой же его в своих объятиях.
И мощный орел, как говорят, согревает в гнезде своем мелкую птицу.

Нищета лучше неправедного приобретения,
равно как и болезнь лучше худого здоровья.
Человек не вдруг умирает с голода;
но для порочных худая жизнь есть смерть.

Что же должны делать рабы, особливо рабы Божий?
Да не отказываются они угождать господам.
И в свободные, и в рабы вписывает жизнь.
Христос пришел в образе раба, но Он освободил нас.

Не заботься во всем и всегда одерживать верх.
Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом.
И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу,
но часто и тот, кто остается вверху.

В ином понеси и ущерб: это часто бывает выгодно;
как и растение подрезывают, чтобы больше принесло плодов.
А если к тому, что имеешь теперь, присовокупишь что-нибудь недобрым способом;
будет значить, что подкладываешь огонь под дрова, или здоровому телу сообщаешь болезнь

Если ты ни в чем не виновен пред Богом и ни чем не заслужил наказания;
то не имей сострадания и к тем, которые виновны пред тобою.
А если сознаешь себя виновным пред Богом; то оказывай снисходительность и сам;
потому что у Бога милость взвешивается милостию.

Как скоро обида разжигает твое сердце;
вспомни о Христе и о Его язвах,
рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки:
и, как водою, угасишь свою скорбь.

Плотская любовь, пьянство, ревность и бес — равны между собою.
К кому пришли они, у того погублен ум.
Умерщвление плоти, молитва, слезы — вот целебные пособия!
Это составляет врачевство и для моих недугов.

Избегай всякой клятвы. Но чем же уверить других? —
Словом и жизнию, удостоверяющею в слове.
Ложная клятва есть отречение от Бога.
К чему тебе призывать в посредники Бога? Сделай, чтобы посредником твоим были твои добрые нравы.

Ничего не жалей для верного друга,
который показал себя не за чашей, но в бурное время,
который ничего не делает тебе в угождение, кроме полезного.
Знай пределы вражде, а не благорасположению.

Доброго всегда предпочитай недоброму.
Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным.
От худого человека никогда не принимай милости;
потому что он старается чрез это найти у тебя извинение своим делам.

Награждай добрых, презирай злых.
Но и последним оказывай одну милость, нимало не оскорбляйся их поступками,
чтобы великодушием и их со временем сделать добрыми.
Прекрасный дар — милость.

Для чего слагаем во всем вину на бедного врага,
когда сами своею жизнию даем ему над собою власть?
Укоряй себя самого во всем или в большей части проступков.
Огонь зажигаем мы сами, а злой дух раздувает пламень.

Для чего слагаем во всем вину на бедного врага,
когда сами своею жизнию даем ему над собою власть?
Укоряй себя самого во всем или в большей части проступков.
Огонь зажигаем мы сами, а злой дух раздувает пламень.

Непрестанно устрояй свое спасение,
особливо же, когда приближается конец жизни.
Наступила старость — эта провозвестница, которая извещает об исходе.
Всякий готовься; потому что близок суд.

Конец слова:
отречение от Бога бывает двоякое: одно — словом, другое — делом.
Смотри, чтобы не уловил тебя враг; он непрестанно угрожает тебе тайными падениями.
Бойся, чтобы не сделалось для тебя нужным конечное очищение.

Источник

 

Доноры - детям

 

 

Далее предлагаю познакомиться с полезными ссылками на православные сайты

Аудио Евангелие

Аудио Псалтирь

Аудио Молитвослов

Аудио книги

Аудио Игумен Никон (Воробьёв)

Аудио Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1

Аудио Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том II

Календарь дня

Молитвослов

Молитвы на разные потребы

Профессор Богословия Осипов А.И.

Православные телепрограммы

Тв — канал «Союз»

Православная библиотека

Иконы в интернете

Православное радио

Монастыри в интернете

Колокольный звон

Карта Московской епархии

Клуб знакомств для православных

Книжный клуб онлайн — 5000 книг.

Ближайшие престольные праздники


Православная Церковь в интернете

Посты на 2015 год православные

Ерошка — сайт для православных родителей

Ерошка - сайт для православных родителей

Новый Завет

Послание к Галатам святого апостола Павла

Глава 5

1. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

2. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

5. а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

6. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

Никнейм iraukr зарегистрирован!



Нажав на нижележащие кнопки, Вы можете поделиться материалами сайта в социальных сетях с Вашими друзьями

 

Вернуться на первую страницу

Итак во всем, как хотите,
чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними,
ибо в этом закон и пророки.
Евангелие от Матфея

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас.
Преподобный Серафим Саровский